1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.
Комментарий к Ст. 1 СК РФ
1. Нормы семейного права могут включаться (и включаются) в различного рода нормативные акты (см. ст. 3 и комментарий к ней). Тем не менее семейное законодательство представляет собой систему нормативных актов. Кроме прочего системность обеспечивается единством принципов правового регулирования семейных отношений, которые закреплены в комментируемой статье.
Основные начала семейного законодательства, или, что то же самое, принципы семейного права, представляют собой определенные начала, руководящие идеи, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование семейных отношений <1>.
———————————
<1> Данное определение принципов семейного права опирается на определение правовых принципов, сформулированное О.А. Красавчиковым. См.: Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 89 — 90.
Изложение основных начал (принципов) правового регулирования всегда производится в достаточно абстрактной форме, а иным оно и быть не может. Вероятно, по той причине, что юристы привыкли «иметь дело» с нормами, предписывающими определенный вариант поведения, либо запрещающими те или иные действия, либо характеризующимися дозволительной направленностью, т.е. правилами более или менее конкретизированными. К сожалению, нормы, отмеченные высокой степенью абстракции, обычно не воспринимаются (иногда игнорируются) теми, кто применяет закон. Но нормы, определяющие принципы правового регулирования семейных отношений, находятся в основании всех прочих семейно-правовых норм. Все нормы семейного законодательства подчинены основным началам, изложенным в комментируемой статье. Их необходимо учитывать при уяснении содержания всех правил, сформулированных в СК РФ, при толковании семейно-правовых норм и применении к семейным отношениям гражданского законодательства, а также при применении семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии и т.д. и т.п.
2. К выявлению системы принципов семейного права и анализу их содержания обращались многие ученые. Так, А.И. Пергамент в 1951 г. называла такие принципы (советского) семейного права, как полное равноправие мужчины и женщины в личных и имущественных правах, возникающих в силу брака и родства; охрана материнства и детства; осуществление родительских прав исключительно в интересах детей; единобрачие <1>.
———————————
<1> Советское гражданское право: В 2 т. / Под ред. С.Н. Братуся. М., 1951. Т. II. С. 366 — 367.
Примерно так же очерчивал принципы семейного права Г.М. Свердлов в 1958 г. Кроме названных им выделялись и такие принципы, как равноправие граждан независимо от национальности и расы; свобода семейного права от влияния каких-либо религиозных правил; всесторонняя охрана родительских прав <1>.
———————————
<1> Свердлов Г.М. Советское семейное право. М., 1958. С. 38 — 45.
В 1982 г. В.Ф. Яковлев называл следующие принципы семейного права: равноправие граждан в семейных отношениях; равноправие мужчины и женщины; единобрачие (моногамия); свобода и добровольность при заключении брака; свобода расторжения брака под контролем государства; государственная забота о матери, ребенке, всемерная охрана их интересов, поощрение материнства; взаимная свобода членов семьи, моральная и материальная поддержка ими друг друга <1>. В 1985 г. Г.К. Матвеев главными началами (принципами) правового регулирования брачно-семейных отношений признавал свободу брака, свободу расторжения брака, только гражданский светский брак, моногамию, равноправие супругов и всемерную защиту интересов детей <2>.
———————————
<1> Советское семейное право: Учебник / Под ред. В.А. Рясенцева. М., 1982. С. 16 — 20.
<2> Матвеев Г.К. Советское семейное право: Учебник. М., 1985. С. 20 — 22.
Обращение к указанным (и подобным) высказываниям, сделанным в разные периоды истории государства Российского, отличающиеся социально-политической обстановкой, представляется оправданным. Более того — необходимым. Не дело рассматривать основные начала (принципы) российского семейного законодательства и семейное законодательство России в целом в отрыве от того, что было ранее. Наше законодательство освободилось от необходимых в прежние времена идеологических наслоений. Но, как представляется, сегодняшнее семейное законодательство РФ есть результат развития русского, советского, российского семейного права.
3. В качестве своеобразного вступления изложение основных начал семейного законодательства предваряет воспроизведение в несколько модифицированном виде конституционных положений. Во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Во-вторых, в силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В этих случаях о поддержке и защите говорится в самом широком смысле. Имеется в виду комплекс мер экономического (в том числе финансового), организационного, правового характера. Правовые меры находят закрепление в законодательстве различной отраслевой природы (гражданском, трудовом, жилищном, о здравоохранении и т.д.).
4. Среди основных начал семейного законодательства названы:
— необходимость укрепления семьи;
— недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;
— обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;
— обеспечение возможности судебной защиты семейных прав;
— добровольность брачного союза мужчины и женщины;
— признание только гражданского светского брака;
— равенство прав супругов в семье;
— приоритет семейного воспитания детей;
— обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
— недопустимость ограничения прав граждан при вступлении в брак, в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности <1>.
———————————
<1> К сожалению, форма подачи основных начал семейного законодательства лишена должной четкости. Вероятно, по этой причине в юридической литературе нет единства при решении вопроса о том, какие положения ст. 1 СК РФ являются основными началами, и, соответственно, о количестве таких начал. См., например: Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. М., 1999. С. 20 — 25; Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М., 2000. С. 26 — 35; Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2004. Т. 3. С. 310 — 315.
5. На первый взгляд, к числу основных начал семейного законодательства следует относить также необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов (п. 1 ст. 1 СК). Кроме того, как одно из основных начал определено разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.
Думается, прав Г.Ф. Шершеневич, указывая: «К семейным правам не должны быть причислены устанавливаемые законом права на взаимную любовь, уважение, почтение, потому что это мнимые права, лишенные санкции, — право имеет дело только с внешним миром, но не с душевным» <1>. Поэтому вряд ли следует соглашаться с утверждением, будто правовое регулирование семейных отношений «можно построить таким образом, чтобы оно способствовало становлению и сохранению между членами семьи взаимной любви и уважения, ответственности перед семьей и стремлению членов семьи осуществлять взаимопомощь и поддержку друг друга».
———————————
<1> Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995. С. 407.
Включение в закон рассматриваемых положений, наверное, нельзя оценивать отрицательно, быть может, следует даже приветствовать. Но при этом надо отдавать себе отчет в том, что «перевести на юридический язык» такие категории, как «любовь» и «уважение» (в семье), еще никогда не удавалось и вряд ли когда-нибудь удастся. Так, В.И. Синайский по этому поводу писал: «Естественные и нравственные отношения лишь лежат в основе юридических отношений членов семьи. Поэтому при толковании норм семейного права необходимо стремиться придать нормам юридическое значение, а не ограничиваться констатированием их нравственного характера» <1>.
———————————
<1> Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002. С. 485.
Невозможно принудить к исполнению в натуре «обязательства» любить и уважать других членов семьи. Невозможно обеспечить данное обязательство санкциями. Невозможно создать (придумать) обязанности (и соответствующие права), исполнение (реализация) которых приведет к цели — взаимной любви и уважению. Практически в данном случае мы имеем дело с призывом, лишенным правового содержания.
Что касается упоминания о взаимопомощи, то и здесь право бессильно. Будучи «вмонтированным» в юридическую материю, требование о необходимости взаимопомощи трансформируется, приобретая форму обязанностей по содержанию одними членами семьи других.
Наконец, словосочетание «ответственность перед семьей всех ее членов» использовано не в юридическом смысле. По-видимому, в данном случае об ответственности говорится с точки зрения социальной. Во-первых, оставаясь на юридических позициях, следует считать, что ответственность наступает при наличии неких противоправных действий. Во-вторых, привлечение к ответственности предполагает применение санкций. В-третьих, сколько бы ни говорилось в науке о том, что семья является субъектом права, или о необходимости признания семьи субъектом права <1>, закон не считает семью участницей правовых отношений. Регулируются отношения, складывающиеся между членами семьи (см. также комментарий к ст. 2 СК), и т.д.
———————————
<1> См., например: Красавчиков О.А. Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа // Основы советского жилищного законодательства. Свердловск, 1981. С. 18 — 19.
Среди принципов семейного права в п. 3 комментируемой статьи упоминается указание о разрешении внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Представляется, что это тоже только пожелание. По-видимому, следует констатировать, что речь идет об идеале, к которому надо стремиться, понимая его недостижимость. А с точки зрения правовой обеспечить «торжество взаимного согласия» попросту невозможно. Конечно, можно вменить в обязанность всех членов семьи решение определенного рода вопросов (и дать их перечень) только «единогласием». Но, во-первых, не будет ли это произвольным вмешательством в «семейные дела»? Не противоречит ли это сути семейных отношений? Не приведет ли это к тому, что ряд решений попросту невозможно будет принять из-за разногласий между членами семьи или нежелания кого-либо из ее членов участвовать в принятии решения? Во-вторых, право не обладает и не может обладать средствами, которые могли бы обеспечить реализацию такого рода норм.
6. На укрепление семьи направлено очень большое количество норм семейного законодательства. Даже регламентация отношений, предшествующих заключению брака, кроме прочего имеет цель способствовать укреплению будущей семьи (ст. ст. 11 — 15 СК). При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры по примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения (п. 2 ст. 22 СК). Расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны (п. 1 ст. 22 СК). Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью (п. 3 ст. 29 СК РФ). Родители могут быть лишены родительских прав лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств, указанных в законе, и в порядке, установленном законом (ст. ст. 69, 70 СК), и т.д. и т.п.
Следует заметить, что укреплению семьи призваны способствовать и нормы иных отраслей законодательства (например, жилищного законодательства).
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
7. Недопустимо произвольное вмешательство кого-либо в дела семьи. Это означает, что члены семьи свободны в принятии каких бы то ни было решений, затрагивающих интересы семьи. Никто не вправе «диктовать» членам семьи или осуществлять вмешательство в дела семьи иным образом (например, родители одного из супругов, оказывая семье материальную поддержку, пытаются навязать нравящийся им образ жизни).
Вместе с тем, рассматривая содержание данного принципа, важно обратить внимание на то, что недопустимо только произвольное вмешательство. В ряде случаев закон позволяет вмешиваться в дела семьи. Таких случаев немало. Это касается и расторжения брака, и воспитания детей, и пр. Чаще всего закон допускает вмешательство в дела семьи суда, органа опеки и попечительства, прокурора. Иногда таким правом обладают и иные лица. Так, должностные лица организаций и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства (п. 3 ст. 56 СК).
Допущение законом случаев вмешательства в дела семьи продиктовано стремлением обеспечить интересы «слабого» участника семейных отношений (например, несовершеннолетнего гражданина) или не допустить отступлений от основных положений государственной семейной политики и т.п.
8. Право в целом (в том числе семейное) должно стремиться к обеспечению возможности беспрепятственного осуществления субъективных прав. В соответствующей части комментируемой статьи, по сути, воспроизводится общеправовой принцип. Его торжество есть свидетельство торжества права. Для его достижения правовые нормы предусматривают меры, обеспечивающие беспрепятственное осуществление субъективных прав, в том числе устанавливают порядок реализации права, определяют процедуры (формы и пр.) осуществления прав, указывают механизмы принуждения обязанных лиц к исполнению своих обязанностей, называют санкции, применяемые к нарушителям права, и т.д.
9. Права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Защита семейных прав осуществляется судом, а в случаях, предусмотренных СК РФ, — государственными органами или органами опеки и попечительства (см. ст. 8 СК и комментарий к ней). Действия государственных органов и органов опеки и попечительства могут быть обжалованы в суде.
10. Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и женщины (п. 1 ст. 12 СК). Понуждение к вступлению в брак недопустимо. И не важно, от кого исходит давление и исходя из каких соображений, оказывается ли оно на одного или на обоих субъектов, в какую форму облечено понуждение (угроза, насилие и пр.) и т.д. В любом случае согласие на вступление в брак должно быть добровольным. При нарушении этого требования брак признается недействительным (ст. 27 СК).
11. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния (ст. 10 СК). Таким образом, можно констатировать существование постулата: нет регистрации — нет брака.
Заменить государственную регистрацию каким-либо иным актом невозможно.
Церковный брак законом не признается.
При отсутствии государственной регистрации брака не возникают предусмотренные законом права и обязанности супругов.
В быту гражданским браком часто называют союз мужчины и женщины, проживающих совместно без регистрации брака (юристы обычно именуют таких граждан сожителями). Такая терминология представляется неприемлемой. Дело в том что само понятие «гражданский брак» появилось тогда, когда господствовал церковный брак. И если люди проживали совместно без совершения соответствующего церковного обряда, то говорили, что они состоят в гражданском браке. Сегодня закон связывает правовые последствия только с браком, зарегистрированным в органах записи актов гражданского состояния. С этой точки зрения других браков, кроме гражданских (т.е. зарегистрированных), вообще не существует.
Иногда лиц, совместно проживающих без регистрации брака, именуют «фактическими супругами». Следуя этой логике, можно говорить и о «юридических супругах» (состоящих в зарегистрированном браке). Но не бывает брака незарегистрированного. Нельзя стать супругом («фактическим», «юридическим»), если брак не зарегистрирован.
12. Говоря о равенстве супругов как об одном из принципов семейного законодательства, надо иметь в виду следующие обстоятельства.
Во-первых, под равенством иногда понимают равноправие, т.е. наличие у субъектов одинаковых прав (по содержанию и объему).
Во-вторых, в гражданском праве под равенством субъектов понимается отсутствие власти и подчинения: один субъект не может повелевать другим.
Как представляется, в семейном законодательстве о равенстве супругов говорится в обоих значениях этого слова. Давно канули в прошлое права личной власти мужа над женой (а также родителей над детьми, опекунов над опекаемыми) <1>.
———————————
<1> См., например: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 407.
Муж и жена равны в том смысле, что не подчинены друг другу, один супруг не может повелевать другим.
Вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов (п. 2 ст. 31 СК РФ), супруги равны в правах (и обязанностях), равноправны.
Принцип равенства супругов воплощен в ряде статей СК РФ (ст. ст. 31 — 39 и др.).
13. По общему правилу именно семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Поэтому естественно, что одним из принципов семейного законодательства назван приоритет семейного воспитания детей. Этот принцип конкретизируется в ряде статей СК РФ (см., в частности, ст. ст. 54, 55, 63, 121 — 123 и соответствующий комментарий).
14. Необходимость приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи обусловлена тем, что эти лица обычно являются наиболее «слабыми» участниками семейных отношений. Этим лицам сложнее, чем другим членам семьи, «постоять за себя». Они наиболее уязвимы.
К числу «источников» рассматриваемого принципа следует отнести также Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (здесь впервые дети провозглашены объектами особой защиты и заботы); Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и усыновление на национальном и международном уровнях, от 3 декабря 1986 г. (ООН); Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ООН); Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей от 25 января 1996 г. (Совет Европы).
В целях реализации данного принципа в СК РФ установлен ряд норм. Так, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления или эксплуатацию детей (ст. 65 СК России). Родители могут быть лишены родительских прав (ст. ст. 69, 70 СК). Но лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка (п. 2 ст. 71 СК) и т.д. и т.п.
Родители обязаны содержать своих нетрудоспособных несовершеннолетних детей, нуждающихся в помощи (ст. 85 СК). Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей (статья 87 Семейного кодекса России). Нетрудоспособный нуждающийся супруг имеет право требовать предоставления алиментов от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами (ст. 89 СК), и т.д. и т.п.
15. В п. 4 комментируемой статьи с привязкой к предмету правового регулирования — семейным отношениям — воспроизводится конституционная норма. В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Кроме того, в п. 4 комментируемой статьи, частично с привязкой к семейным отношениям, воспроизведено правило, содержащееся в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Дополнительный комментарий к ст. 1 Семейного кодекса РФ
1. Основные начала семейного законодательства, или принципы <1> семейного права, представляют собой фундаментальные начала, руководящие идеи, основные положения, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование семейных отношений.
———————————
<1> Принцип (нем. prinzip; фр. principe; лат. principium — основа, начало): 1) основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки и т.п.; 2) убеждение, взгляд на вещи… (См.: Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2005. С. 625; Ожегов С.И. Словарь русского языка. Екатеринбург, 1994. С. 515). Принцип — научное начало, основа, от которой не отступают (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М., 1982. С. 43). Принцип (от лат. principium — основа, начало): 1) в субъективном смысле — основное положение, предпосылка (принцип мышления); в объективном смысле — исходный пункт, первооснова, самое первое (реальный принцип, принцип бытия); 2) основополагающее теоретическое знание, не являющееся ни доказуемым, ни требующим доказательства (Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 363).
Принципы правового регулирования семейных отношений выступают фундаментом семейно-правовых норм: их учет обязателен при уяснении содержания и при толковании семейно-правовых норм, а также в процессе применения к семейным отношениям гражданского и семейного законодательства и решения вопроса о допустимости применения принципов гражданского права к семейным отношениям по аналогии.
В случае отсутствия нормы гражданского или семейного права, регулирующей сходные отношения, права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного и гражданского права, а также принципов гуманности, разумности и справедливости (ст. 5 СК РФ). Принципы семейного права имеют определяющее значение для уяснения сущности действующих семейно-правовых норм и их совершенствования.
Современное семейное законодательство России представляет собой результат развития русского и советского семейного права. До принятия СК РФ перечни принципов семейного права формулировались исключительно доктриной и отличались разнообразием. Именно поэтому введение в кодифицированный акт специальной нормы об основных началах семейного законодательства имеет важное научно-практическое значение. Закрепление основных начал в ст. 1 СК РФ лишено необходимой четкости, что приводит к отсутствию единства в определении принципов семейного права. И как следствие этого — выводы отдельных ученых о закреплении в ст. 1 СК РФ наряду с принципами (п. п. 2, 3) целей правового регулирования семейных отношений (п. 1) <1>. По мнению профессора Я.Ф. Фархтдинова, «существо семейных отношений определило цель правового регулирования. Ею является укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов» <2>.
———————————
<1> См.: Муратова С.А. Семейное право: Учебник. М., 2006. С. 16.
<2> Фархтдинов Я.Ф. Место норм гражданского права в системе семейного права // //www.tisbi.ru/science/vestnik/2004/issue2//Ur8.html.
Даже в ведущих учебниках по семейному праву не наблюдается единства подходов к выделению принципов семейного права и определению их количества <1>.
———————————
<1> См., например: Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. М., 1999. С. 20 — 25; Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М., 2000. С. 26 — 35; Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2004. Т. 3. С. 310 — 315; Муратова С.А. Семейное право. М., 2006. С. 15 — 18; Семейное право: Учебник / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2008. С. 14 — 24. Следует также отметить, что в учебнике М.В. Антокольской самостоятельному рассмотрению принципов семейного права внимания не уделено (См.: Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. М., 2004).
Буквальное толкование положений ст. 1 СК РФ может привести к выводу о существовании двенадцати основных начал семейного законодательства. Закрепляя в ст. 1 положения о «построении семейных отношений на чувствах любви и уважения», о «разрешении внутрисемейных вопросов по взаимному согласию», законодатель скорее подразумевает нравственные модели поведения, которые на практике не могут быть реализованы с помощью правовых средств. Они выходят за пределы сферы правового регулирования (отношения, основанные на чувствах, в том числе любви и уважения, находятся вне сферы права).
В Российской Федерации семья, материнство и детство находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции РФ обеспечивается государственная защита и поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. отмечено: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» <1> (п. 3 ст. 16). Аналогичные положения отражены в Международном пакте «О гражданских и политических правах» 1966 г. <2> (п. п. 1, 2 ст. 23). В Международном пакте «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г. <3> государствами-участниками признано, что «семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании» (п. 1 ст. 10), а также «право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни» (п. 1 ст. 11). Нормы международных договоров обязывают Россию осуществлять защиту семьи как естественной и основной ячейки общества, естественной среды для роста и благополучия всех ее членов, особенно детей, в том числе при образовании семьи, пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях, их воспитании. И Конституция РФ, и международные правовые нормы признают необходимость государственной поддержки и защиты семьи, потому что одно из важнейших ее предназначений — рождение и воспитание детей.
———————————
<1> РГ. 1995. 5 апр.
<2> Ведомости СССР. 1976. N 17. Ст. 291.
<3> Ведомости СССР. 1976. N 17. Ст. 292.
Материнство — это особое состояние женщины, в котором она пребывает как в период беременности (вынашивания ребенка), так и после рождения ребенка <1>. Отцовство — кровное родство между отцом и его ребенком <2>. Детство — это период возрастного развития от рождения до достижения 18-летнего или иного возраста, с которым закон связывает наступление гражданской дееспособности в полном объеме. В соответствии со ст. 21 ГК РФ дееспособность в полном объеме возникает при вступлении несовершеннолетнего лица в брак до достижения 18 лет, а также вследствие эмансипации по ст. 27 ГК РФ.
———————————
<1> Материнство: 1) состояние женщины-матери в период беременности, родов, кормления ребенка; 2) свойственное матери сознание родственной связи ее с детьми (Ожегов С.И. Словарь русского языка. Екатеринбург, 1994. С. 293).
<2> Ожегов С.И. Словарь русского языка. Екатеринбург, 1994. С. 415.
Государство проявляет заботу о семье посредством комплекса социально-экономических, культурных, демографических и иных мер, особое место среди которых отведено законодательным мерам по укреплению семьи. Особое доминирующее положение среди правовых норм занимают нормы семейного права, направленные на установление в семье отношений, способствующих максимально полному удовлетворению интересов личности, созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого члена семьи, воспитание детей гармоничными и всесторонне развитыми членами общества.
Реализация принципов семейного права приводит к достижению целей правового регулирования семейных отношений, свидетельствует об эффективности механизма правового регулирования.
Принцип необходимости укрепления семьи. На укрепление семьи направлено немало норм семейного законодательства: это и регламентация отношений, предшествующих заключению брака, имеющих целью создание условий, способствующих укреплению будущей семьи (ст. ст. 11 — 15 СК РФ), и закрепление положений о расторжении брака, осуществляемого под контролем государства (ст. ст. 16 — 26 СК РФ), и признание брака недействительным (ст. ст. 27 — 30 СК РФ) и др.
Установление срока в один месяц, исчисляемого со дня подачи заявления о вступлении в брак до государственной регистрации заключения брака, не случайно, обусловлено необходимостью обдумывания женихом и невестой столь серьезного шага в их жизни, каким является супружество. Конечно, действующее законодательство предоставляет возможность сокращения или увеличения этого срока при наличии уважительных причин и даже регистрации заключения брака в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств, открытый перечень которых закреплен в абз. 3 п. 1 ст. 11 СК РФ. Но эти случаи рассматриваются как исключения из общего правила. Кроме того, при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суду предоставлено право принятия мер по примирению супругов: отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев (п. 2 ст. 22 СК РФ). Расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны (п. 1 ст. 22 СК РФ). Даже тогда, когда нарушены условия вступления в брак и есть основания для признания брака недействительным, суду предоставлено право признать брак действительным, если к моменту рассмотрения дела отпали обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению (п. 1 ст. 29 СК РФ). Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью (п. 3 ст. 29 СК РФ). Действующее семейное законодательство не допускает отказа родителей от родительских прав, родители могут быть лишены родительских прав лишь по основаниям, закрытый перечень которых указан в законе, и в порядке, установленном законом (ст. ст. 69, 70 СК РФ). Вместе с тем родители могут быть восстановлены в родительских правах, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка. Одновременно с заявлением родителей о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (п. п. 1, 3 ст. 72 СК РФ).
Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи означает, что члены семьи свободны в принятии любых решений, затрагивающих интересы семьи. Никто не вправе «диктовать свою волю» членам семьи, равно как и осуществлять иным образом вмешательство в дела семьи.
Вместе с тем в ряде случаев закон предусматривает возможность вмешательства в дела семьи: при расторжении брака <1>, в процессе осуществления воспитания детей, при необходимости защиты прав и интересов детей, лишении родителей родительских прав и (или) ограничении в родительских правах. Как правило, закон допускает вмешательство в дела семьи суда, органа опеки и попечительства, прокурора. Иногда таким правом обладают и иные лица: в соответствии с п. 3 ст. 56 СК РФ на должностных лиц организаций и граждан, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, возлагается обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства. Допуская законную возможность вмешательства в дела семьи, законодатель тем самым стремится обеспечить соблюдение интересов слабого участника семейных отношений — в данном случае ребенка. Как справедливо подмечено Н.Д. Егоровым, «когда частные интересы отдельных членов семьи входят в противоречие с публичными интересами, семейное право не только допускает, но и предусматривает необходимость вмешательства в дела семьи» <2>.
———————————
<1> Не случайно С.А. Муратовой выделен принцип свободы расторжения брака под контролем государства (См.: Муратова С.А. Семейное право. М., 2006. С. 18).
<2> См.: Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2004. Т. 3. С. 312.
Принцип обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав. Обеспечение возможности беспрепятственного осуществления субъективных прав, по сути, выступает общеправовым принципом, который в сфере семейного права получает конкретизацию с учетом особенностей механизма семейно-правового регулирования. Для его достижения правовые нормы предусматривают меры, обеспечивающие беспрепятственное осуществление субъективных семейных прав, в том числе закрепляют формы и пределы осуществления прав, механизм принуждения обязанных лиц к исполнению своих обязанностей, санкции, применяемые к нарушителям права, и т.д.
Принцип судебной защиты семейных прав. Защита семейных прав осуществляется судом, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом, — государственными органами или органами опеки и попечительства (ст. 8 СК РФ). Действия государственных органов и органов опеки и попечительства могут быть обжалованы в судебном порядке. Ведущая роль в защите семейных прав отводится судебному порядку как наиболее справедливой и эффективной юрисдикционной форме защиты прав. Принцип судебной защиты семейных прав включает в свое содержание: равное право на судебную защиту, невозможность ограничения права на судебную защиту, свободу осуществления права на судебную защиту. Судебная защита семейных прав выступает в качестве универсальной формы защиты. Универсальность может быть обоснована в силу следующих обстоятельств: во-первых, административный порядок защиты может быть предусмотрен только в законе, а принятое в административном порядке решение всегда может быть обжаловано в суд; во-вторых, право судебной защиты сохраняется и в том случае, когда есть возможность использовать меры внесудебной защиты; в-третьих, отказ в судебной защите недопустим и суд не может отказать в защите при отсутствии необходимой нормы или ее неясности. Судебная защита семейных прав осуществляется судами общей юрисдикции.
2. Принцип признания брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния. Данный принцип в российском семейном праве впервые был закреплен Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» <1>, согласно которому «Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки». Принцип признания брака, зарегистрированного в установленном законом порядке, проходит красной нитью через четыре кодификации семейного законодательства. В гл. 1 «Форма заключения брака» раздела II первого кодифицированного акта семейного законодательства России — Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР от 16 сентября 1918 г. — было закреплено: «Только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе записей актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов, изложенные в настоящем разделе. Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, вступивших в него, если он не зарегистрирован установленным порядком» <2>.
———————————
<1> СУ РСФСР. 1917. N 11. Ст. 160.
<2> СУ РСФСР. 1918. N 10. Ст. 152.
Вторым кодифицированным актом семейного законодательства — Кодексом законов о браке, семье и опеке РСФСР от 19 ноября 1926 г. <1> (КЗоБСО РСФСР) — закреплялось положение о том, что регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния является бесспорным доказательством наличия брака и устанавливается как в интересах государственных и общественных, так и с целью облегчить охрану личных и имущественных прав и интересов супругов и детей (п. п. 1 и 2 КЗоБСО РСФСР). Вместе с тем предусматривалось некоторое отступление от данного принципа: лицам, фактически состоящим в брачных отношениях, не зарегистрированных установленным порядком, было предоставлено право во всякое время оформить свои отношения путем регистрации с указанием срока фактической совместной жизни (п. 3 КЗоБСО РСФСР).
———————————
<1> СУ РСФСР. 1926. N 12. Ст. 611.
Третий кодифицированный акт — Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г. <1> (КоБС РСФСР) — последовательно закреплял положение, согласно которому признавался брак, заключенный только в государственных органах записи актов гражданского состояния. Религиозный обряд брака, равно как и другие религиозные обряды, не имели правового значения (ст. 6 КоБС РСФСР).
———————————
<1> Ведомости РСФСР. 1969. N 32. Ст. 1086.
Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния (ст. 10 СК РФ). Заменить государственную регистрацию заключения брака каким-либо иным актом невозможно. Единственное исключение из этого правила предусмотрено в п. 7 ст. 169 СК РФ для браков граждан Российской Федерации, совершенных по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния. Во всех других случаях отсутствие государственной регистрации заключения брака не порождает предусмотренных законом прав и обязанностей супругов.
Действие данного принципа можно проиллюстрировать примером из судебной практики. Ш. обратилась к М. с иском о разделе имущества, ссылаясь на то, что в период совместной жизни они приобрели трехкомнатную квартиру и земельный участок, оформленный на имя М. Истец Ш. полагала, что ей принадлежит 1/2 доли в праве общей собственности на квартиру и земельный участок. М. иск не признал, указывая, что в зарегистрированном браке с Ш. не состоял. Лишь несколько месяцев встречался с ней по месту его жительства, поскольку она ему нравилась. Имущество он приобретал на собственные средства, а Ш. какого-либо участия в приобретении имущества не принимала. Суд в удовлетворении иска отказал. В своем решении суд указал следующее. Названный Ш. законный режим имущества, в основе которого лежит принцип равенства долей, действует лишь в отношении супругов, состоящих в зарегистрированном браке. Ш. и М. в браке не состояли. На имущество других лиц, состоящих в фактических брачных отношениях, этот принцип не распространяется. Каждое из таких лиц обязано доказать степень личного и (или) имущественного участия в приобретении спорного имущества, и в зависимости от этих обстоятельств определяется размер доли каждого в праве собственности на имущество. Ш. не представила суду доказательств участия в приобретении квартиры и земельного участка <1>.
———————————
<1> См.: Беспалов В.Ф., Гордеюк Д.В. Комментарий к судебной практике по семейным делам. М., 2005. С. 10 — 11.
3. Принцип добровольности брачного союза. Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и женщины (п. 1 ст. 12 СК РФ). Понуждение к вступлению в брак недопустимо. При отсутствии добровольного волеизъявления на вступление в брак он признается недействительным (ст. 27 СК РФ). По мнению профессора Н.Д. Егорова, «данный принцип является конкретной формой проявления общегражданского принципа свободы договора. В соответствии с ним брачный союз мужчины и женщины должен быть основан на их свободной воле, не допускающей какого-либо понуждения к вступлению в брак» <1>. Трудно согласиться с подобной интерпретацией принципа добровольности брачного союза в силу невозможности отождествления таких институтов, как брак и договор.
———————————
<1> Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2004. Т. 3. С. 312.
Принцип равенства супругов предполагает равноправие, т.е. наличие у субъектов одинаковых прав (по содержанию и объему), а также отсутствие между супругами отношений власти и подчинения. Не случайно в п. 2 ст. 31 СК РФ закреплено: «Вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов» <1>. Принцип равенства прав супругов является отражением конституционного принципа равенства мужчины и женщины в преломлении к сфере брачных отношений: мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ч. 3 ст. 19 Конституции РФ).
———————————
<1> По мнению Н.С. Шерстневой, исключение из ст. 31 прав является свидетельством появления еще одного принципа, не названного в п. 1 ст. 1 СК РФ. (См.: Шерстнева Н.С. Принципы семейного права. М., 2004. С. 102.)
Принцип равенства супругов воплощен в ряде статей Семейного кодекса (ст. ст. 31, 32, 33 — 39 и др.). Вместе с тем можно найти немало исключений из данного принципа; наиболее яркий пример — ст. 89 СК РФ: право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеет жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка.
Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии. Семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Поэтому естественно, что одним из принципов семейного законодательства назван приоритет семейного воспитания детей. Этот принцип находит отражение в целом ряде статей СК РФ (ст. ст. 54, 55, 63, 121 — 123). Особенно ярко его сущность проявляется при выборе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 1 ст. 123 СК РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности — в организации для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Не случайно и то, что среди «семейных» форм устройства детей особое место занимает усыновление (удочерение), которое рассматривается в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 124 СК РФ). Усыновление (удочерение) — единственная форма устройства детей, которая в идеале носит пожизненный характер. В силу п. 1 ст. 137 СК РФ «усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению».
Необходимость приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи обусловлена тем, что эти лица обычно являются наиболее слабыми участниками семейных отношений, они уязвимы как в силу возраста, так и в силу состояния здоровья.
В целях реализации данного принципа в СК РФ установлен ряд норм. Так, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления или эксплуатацию детей (ст. 65). Родители могут быть лишены родительских прав (ст. ст. 69 — 70). Но лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию своего ребенка (п. 2 ст. 71).
Родители обязаны содержать своих нетрудоспособных несовершеннолетних детей, нуждающихся в помощи (ст. 85 СК РФ). Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ст. 87 СК РФ). Нетрудоспособный нуждающийся супруг имеет право требовать предоставления алиментов от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами (ст. 89 СК РФ), и т.д. Соблюдение принципа обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи имеет существенное значение в сфере правоприменительной практики.
4. Правовое регулирование семейных отношений базируется на конституционном принципе равенства граждан независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ). Поэтому и при вступлении в брак, и в семейных отношениях запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В соответствии с положениями ст. 55 Конституции РФ ограничение прав граждан в семье допускается только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан. По вопросу, касающемуся ограничения прав граждан в семье, см. ст. ст. 17 и 73 СК РФ. Положения ст. 17 СК РФ в целях защиты здоровья женщины-матери, прежде всего обеспечения условий, необходимых для благоприятного протекания беременности и рождения ребенка, ограничивают право мужа без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время ее беременности и в течение одного года с момента рождения ребенка. Положения ст. 73 СК РФ предусматривают возможность ограничения родительских прав, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и др.).