Статья 123 СК РФ (действующая редакция). Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

Абзац второй утратил силу.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Комментарий к Ст. 123 СК РФ

1. Брошенные дети — давнее социальное явление. Еще в средневековых монастырях оборудовались в воротах специальные полки, где женщины, родившие ребенка вне семьи, могли оставить его на попечение монахов.

В царской России опека считалась престижным делом. Была разработана строгая система органов. В 1764 г. по инициативе И.И. Бецкого при Екатерине II открылся Московский воспитательный дом, принимавший брошенных детей и сирот. В его состав входили родильный госпиталь, отделение для грудных детей, сиротский институт, ведомство для деревенских воспитанников. В институте сироты получали университетское образование, по окончании этого заведения их устраивали на работу, как правило, гувернерами. Менее способные дети получали навыки ремесла. Некоторых детей отдавали в состоятельные крестьянские семьи. При этом выплачивались денежные суммы как приемным родителям, так и самим воспитанникам по достижении ими совершеннолетия.

Московский воспитательный дом существовал на средства меценатов (Трубецких, Голицыных, Демидовых и др.). Они же предоставляли свои загородные резиденции для летнего отдыха детей. Руководил воспитательным домом Опекунский совет во главе с генерал-поручиком И.И. Бецким.

И в дальнейшем устройством детей-сирот в России занимались царственные особы; так, императрица Мария Федоровна продолжила традицию личной опеки сиротских домов <1>.
———————————
<1> См.: Голякова Е. Сироты императрицы // Российская газета. 07.03.2002.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

2. Не стал исключением из общего правила и советский период отечественной истории. Государство занималось судьбой детей, оставшихся без семейной опеки, на законодательном уровне. Так, 1 апреля 1936 г. было принято Постановление СНК «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся»; 23 января 1942 г. — Постановление СНК «Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей».

3. Что же предусматривает в этой области современное законодательство, какие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ныне используются на практике?

В п. 1 комментируемой статьи дан перечень форм устройства детей, лишенных заботы семьи. Он является исчерпывающим. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ исключил существовавшую ранее возможность закрепления иных форм устройства в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — те правовые конструкции, которые позволяют обеспечить постоянное или временное закрепление за ребенком лица, которое обязано отвечать за него. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ст. 155.1 СК). Как отмечалось, иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не существует. Не могут быть предусмотрены они и законами субъектов Федерации. Указанными законами могут быть предусмотрены лишь случаи, в которых допускается передача ребенка в патронатную семью.

Основными среди названных форм являются так называемые семейные формы — усыновление, опека (попечительство) всех видов. Передача ребенка в семью во всем мире признается предпочтительным способом жизнеустройства ребенка по причинам в первую очередь психологического свойства. Как показывает многолетняя практика, коллективное воспитание оставленных своими родителями детей в специализированных учреждениях ни к чему хорошему не приводит. К сожалению, идеальных детских домов не бывает: даже если ребенок там обеспечен материально, окружить его душевной заботой сотрудники таких заведений могут не всегда.

Специфика усыновления как формы устройства детей состоит, во-первых, в бессрочном характере правоотношений и, во-вторых, как следствие, в особой правовой связи усыновителя и усыновленного, напоминающей связь родителя и ребенка.

Действительно, усыновление производится навсегда, тогда как, например, опека (попечительство) прекращается с приобретением ребенком полной гражданской дееспособности. Исключение представляют собой только возможные случаи отмены усыновления.

При усыновлении права и обязанности усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей. Таким образом, усыновление имеет сходство с родством первой степени.

В соответствии с Законом об опеке опека над детьми — это такая форма устройства малолетних граждан, при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин (опекун) является законным представителем подопечного и совершает от его имени и в его интересах все юридически значимые действия. Попечительство над детьми — такая форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин (попечитель) обязан оказывать содействие в осуществлении указанными лицами своих прав и исполнении обязанностей, а также охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

В настоящее время законодательно закреплено несколько видов опеки и попечительства. Так называемая классическая (обычная) опека (попечительство) осуществляется на безвозмездной основе. В свою очередь, «платная» опека (попечительство) имеет место на условиях предоставления опекунам (попечителям) вознаграждения в денежной или иной форме.

В соответствии с п. 6 ст. 145 СК РФ к видам «платной» опеки (попечительства) относятся приемная семья и патронатная семья, т.е. опека (попечительство) по договору. Различия между приемной и патронатной семьей сводятся к тому, что приемная семья образуется в случаях, предусмотренных федеральным законодательством (глава 21 СК России), а патронатная — в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации. Иных различий между договором о приемной семье и договором о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) не существует.

Кроме того, действующее законодательство не исключает иных видов возмездной («платной») опеки (попечительства). Пункт 1 ст. 14 Закона об опеке упоминает о приемной и патронатной семьях лишь как о разновидностях опеки или попечительства по договору.

4. Помимо семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, комментируемая статья предусматривает также возможность устройства детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

К числу таких организаций относятся исключительно образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, а также некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы. Поэтому, например, допускается создание приюта при церкви в организационно-правовой форме учреждения (ст. 120 ГК), созданного религиозной организацией.

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны обеспечить условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям, установленным Правительством РФ. К сожалению, в настоящее время такие требования не установлены.

Правовое регулирование устройства детей в специализированные организации представлено в СК РФ новой гл. 22, введенной в Кодекс Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ. С момента введения в действие названного Закона утратило силу Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 «Правила организации детского дома семейного типа», поскольку действующее законодательство не предусматривает такой формы устройства детей.