Статья 156 СК РФ (действующая редакция). Заключение брака на территории Российской Федерации

1. Форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации.

2. Условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований статьи 14 настоящего Кодекса в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.

3. Если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство Российской Федерации, к условиям заключения брака применяется законодательство Российской Федерации. При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств.

4. Условия заключения брака лицом без гражданства на территории Российской Федерации определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.

Комментарий к Ст. 156 СК РФ

1. В настоящее время происходит постепенная интеграция мирового сообщества. Данные процессы затрагивают все аспекты социально-экономической жизни практически всех стран мира, и эти процессы объективны и необратимы. В них вовлечена и Россия, положение которой в мировом сообществе за последний период значительно изменилось, что стало следствием распада СССР. Значительные изменения претерпели экономическая и политическая системы нашей страны. Российские граждане уже могут свободно выезжать за рубеж и жить в иностранных государствах, иностранные граждане также не ограничены в праве на въезд в Российскую Федерацию, на осуществление трудовой, предпринимательской и иной деятельности на ее территории с соблюдением действующего законодательства и международных договоров.

В результате происходит расширение деловых и личных контактов российских граждан с иностранными гражданами и, соответственно, увеличивается число «смешанных» браков, получают широкое распространение случаи разного гражданства членов семьи, т.е. имеют место многочисленные семейные отношения, осложненные тем, что один из субъектов таких отношений является иностранным гражданином либо такие отношения возникли, изменились или были прекращены за пределами территории РФ (семейные отношения, осложненные иностранным элементом <1>).
———————————
<1> Понятие иностранного элемента в правоотношении, введенное М.И. Бруном, заняло прочное место как в науке, так и в частном праве (к примеру, понятие «иностранный элемент» используется в нормах разд. VI части третьей ГК РФ; при этом использование данного понятия в российском законодательстве представляется оправданным, поскольку понятие «отношения с участием иностранных граждан» не охватывает всего состава отношения, осложненного иностранным элементом, в частности случаев «локализации» юридических фактов в иностранном государстве; это явно видно на примере комментируемого раздела, наименование которого не соответствует его содержанию: он регулирует не только семейные отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, но и семейные отношения с участием только российских граждан (п. 1 ст. 157, п. 1 ст. 158, ст. 159, п. 3 ст. 160, п. 1 ст. 161, ст. ст. 163, 164 СК), когда такие отношения локализованы на территории иностранного государства). В частности, М.И. Брун указывал, что «наряду с теми правоотношениями, которые всеми своими элементами привязаны к территории одного правопорядка, существует множество других, которые отдельными своими элементами одновременно соприкасаются с правопорядками нескольких территорий: субъектом права может быть иностранец, объект права может находиться за границей, субъективное право возникло на одной территории, его осуществление может требоваться на другой» (Брун М.И. Введение в международное частное право. Пг., 1915. С. 7). М.Н. Кузнецов, исследуя сущность иностранного элемента, отмечал, что иностранный элемент — «это производная иной правовой системы, сущность, придающая данному имущественному, личному неимущественному, семейному, или трудовому, или процессуальному отношению качественно новую социальную окраску, проявляющуюся в связанности указанного отношения с внешним миром» (Кузнецов М.Н. Международное частное право. Общая часть. М.: Изд-во Ун-та Дружбы народов, 1991. С. 26). О понятии «иностранный элемент» в отечественной доктрине также см.: Лунц Л.А. Курс международного частного права. Общая часть. М., 1973. С. 19 — 22; Богуславский М.М. Международное частное право. М., 1998. С. 18 — 22; Звеков В.П. Международное частное право: Курс лекций. М., 1999. С. 8 — 12.

В данных условиях приобретает решающее значение вопрос: законодательство какого государства применять к таким отношениям? Это связано с тем, что нормы семейного права разных государств очень разнообразны, поскольку унификацию законодательства в этой сфере международного частного права осуществить наиболее трудно. Значительное влияние на регулирование семейных отношений оказывают уровень экономического развития государства, его неодинаковый демографический состав, национальные, бытовые, религиозные особенности и традиции его населения. Поэтому для конкретных случаев возникновения, изменения или прекращения семейного правоотношения с иностранным элементом требуется определить принадлежность данного правоотношения к правовой системе конкретного государства. Такая принадлежность семейного правоотношения с иностранным элементом может быть установлена только в рамках процедуры определения применимого права <1>.
———————————
<1> Это не означает, что такое правоотношение вообще не принадлежит к какой-либо правовой системе. Принадлежность к правовой системе конкретного государства объективно присуща любому правоотношению. Но в случае наличия в нем иностранного элемента его принадлежность по сравнению с иными правоотношениями неочевидна, что обусловливает возникновение специфичного правоотношения по определению применимого права — коллизионного правоотношения. Б.И. Кольцов указывал: «Внедрение иностранного элемента в правоотношение должно получить оценку с точки зрения значения для данного государства связи иностранного элемента с его системой, что предполагает появление возможности применения иностранного права, стоящего за этим иностранным элементом. Возникающее таким образом противоречие уже между правовыми системами также разрешается данным государством, при этом результатом этого разрешения может быть как применяемое местное, так и иностранное право» (Кольцов Б.И. Диалектика противоречия в международном частном праве: актуальные проблемы современного международного права: Сборник научных трудов МГИМО. М.: Изд-во МГИМО, 1976. Вып. VI. С. 160, 161).

2. Если ранее, до вступления в 1996 г. в силу СК РФ, в России действовал строго «территориальный» принцип применения права, когда на территории нашего государства к семейным отношениям, осложненным иностранным элементом, применялось только российское право <1>, то в настоящее время подход к способу определения подлежащего применению права принципиально изменен. В частности, уже допускается применение законодательства государства, гражданином которого является субъект семейного правоотношения либо в котором такой субъект проживает. В отдельных случаях допускается самостоятельный выбор субъектами семейных правоотношений права, подлежащего применению к их семейным отношениям.
———————————
<1> Достаточно длительный период в доктрине советского международного частного права превалирующее значение имело представление о том, что к семейным отношениям должно применяться только право СССР (это нашло свое отражение и в ранее действовавшем семейном законодательстве). См. подробнее: Лунц Л.А. Курс международного частного права. Особенная часть. М., 1975. С. 464.

3. Комментируемая статья, используя комплекс правовых средств (коллизионных норм <1>), устанавливает порядок определения права государства, подлежащего применению к возникающим в связи с заключением брака на территории РФ семейным отношениям с участием иностранных граждан или лиц без гражданства.
———————————
<1> Такие коллизионные нормы, не регулируя семейное отношение с иностранным элементом, по существу, призваны урегулировать (определить) его связь, возникающую благодаря иностранному элементу, с правовыми системами разных государств. Предмет регулирования таких коллизионных норм — определение применимого права. Так, Л. Раапе отмечал: «Коллизионная норма обязательно указывает на ту или иную связь, которая существует между государством, к материальной норме которого отсылает коллизионная норма, с одной стороны, и с (мыслимым) фактическим составом, который лежит в основании данной материальной нормы, — с другой. Эта связь, очевидно, служит причиной, почему коллизионная норма дает именно этому государству преимущество перед другими государствами, к которым в отдельном случае фактический состав также может иметь то или иное отношение. Связь, о которой говорится в коллизионной норме, представляется законодателю самой важной, более важной, чем все другие связи. Именно она служит связующим звеном, точкой или основанием привязки» (Раапе Л. Международное частное право / Под ред. и с предисл. Л.А. Лунца. М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. С. 44 — 45). См. также о коллизионных нормах: Богуславский М.М. Международное частное право. М.: Международные отношения, 1994. С. 74 — 92.

Проблема необходимости разрешения таких коллизионных вопросов связана с тем, что для заключения брака недостаточно обоюдного желания двух людей к вступлению в союз с целью создания семьи <1> (комментарий к ст. ст. 10 — 15 СК). Такой союз может быть признан браком только при его соответствии следующим требованиям:
———————————
<1> Создание семьи и возникновение основанных на этом факте семейных отношений обусловлены прежде всего обоюдным желанием мужчины и женщины заключить союз с данной целью. Данный союз имеет определенные юридические последствия, в том числе в виде взаимных личных и имущественных прав и обязанностей супругов, только тогда, когда он оформлен в установленном порядке с соблюдением условий, допускающих такой союз, и при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность создания такого союза. Только в этом случае результатом такого союза становится брак. При этом легального определения понятия «брак» законодательство РФ не содержит. Как указывал А.И. Загоровский, брак заключает в себе наряду с иными элементами (естественным (физическим), нравственным (этическим), экономическим, религиозным) «элемент юридический, в силу которого брак является источником определенного юридического положения лиц, взаимно связанных супружеством, и порождает для них взаимные права и обязанности» (Загоровский А.И. Курс семейного права / Под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2003. С. 5, 6).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

1) если обеспечены форма и порядок его заключения: процедура его оформления;

2) если соблюдены условия его заключения: имеются обстоятельства, необходимые для его заключения (условия для вступления в брак), и отсутствуют обстоятельства, при наличии которых его заключение не допускается (препятствия к вступлению в брак).

Соответственно, проблемой при заключении на территории России брака между иностранным гражданином (гражданкой) или лицом без гражданства и гражданкой (гражданином) РФ либо между иностранными гражданами или лицами без гражданства становится выбор закона, определяющего указанные требования, при которых брак может быть заключен и признан действительным, поскольку в разных государствах содержание таких требований существенно отличается. Так, в Андорре, Лихтенштейне, Египте, Ливии, Иране брак заключается только в религиозной форме; в Великобритании, Греции, Италии, Португалии и Испании религиозная форма заключения брака допускается наряду с гражданской; во Франции для официальной регистрации брака необходима предварительная публикация в органах печати извещения о предстоящем заключении брака.

В разных странах существенно отличаются и условия вступления в брак. В частности, критерии брачного возраста во Франции — 15 лет для женщин и 19 лет для мужчин, в Венгрии — соответственно 16 лет и 18 лет, в Польше — соответственно 18 лет и 21 год, в Японии — соответственно 16 лет и 18 лет, а в Швейцарии и Швеции — соответственно 18 лет и 20 лет.

В одних странах близкими родственниками признаются братья и сестры, в других — также теща, шурин, невестка <1>. Поэтому при брачном союзе с участием иностранного гражданина или лица без гражданства возникают вопросы о том, в какой форме, в каком порядке и на каких условиях такой брак должен быть заключен на территории России: к примеру, при браке между гражданином РФ и гражданином Лихтенштейна — в органах записи актов гражданского состояния, как это требует законодательство РФ, либо, с учетом законодательства Лихтенштейна, в церкви; должен ли брачный возраст оцениваться с учетом требований только законодательства РФ, либо также должно учитываться законодательство государства, гражданином которого является лицо, вступающее в брак.
———————————
<1> Подробнее см.: Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные институты / Под ред. В.В. Залесского. М., 2004. С. 26 — 51, а также: Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М.: Юристъ, 1998. С. 96.

4. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи форма и порядок заключения брака на территории РФ определяются законодательством РФ.

Во-первых, это означает, что при заключении любыми лицами (независимо от наличия или отсутствия у них гражданства какого-либо государства) брака на территории РФ должна быть соблюдена единственная действующая на территории РФ форма заключения брака — его регистрация в органах записи актов гражданского состояния (комментарий к ст. 10 СК) <1>. Заключение брачного союза с соблюдением религиозного обряда в Российской Федерации не имеет правового значения <2>.
———————————
<1> В п. 1 комментируемой статьи закреплен принцип подчинения формы брака закону места совершения брака (locus regit actum), поскольку нормы данного пункта носят императивный характер. В большинстве других стран для заключения признаваемого законом брака достаточно, но не необходимо соблюсти требования, предписанные законом места совершения брака: сторонам предоставляется выбор между этим законом и их личным законом. В Российской Федерации принцип признания брака, заключенного только в органах загса, отнесен п. 2 ст. 1 СК РФ к основным началам семейного законодательства (см. комментарий к ст. 1 СК).

<2> Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии с п. 7 ст. 169 СК РФ к зарегистрированным приравниваются браки, совершенные по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов загса.

Во-вторых, это предполагает, что весьма разнообразные порядки заключения брака, имеющиеся в законодательстве разных государств, не применяются при заключении брака на территории РФ. Даже если брак заключают иностранные граждане, то применяется порядок заключения брака, в том числе его регистрации, установленный ст. 11 СК РФ и гл. 3 Закона об актах гражданского состояния.

В частности, в Российской Федерации не допускается использование института представительства при заключении брака <1>. Заключение брака производится только в личном присутствии лиц, вступающих в брак, на основании их совместного заявления <2>, поданного ими в любой орган записи актов гражданского состояния на территории РФ по их выбору. По общему правилу заключение брака и государственная регистрация заключения брака производятся по истечении месяца со дня подачи совместного заявления о заключении брака в орган записи актов гражданского состояния. При этом в России государственная регистрация заключения брака с участием иностранного гражданина или лица без гражданства производится в общем порядке, установленном для регистрации браков российских граждан. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд как российским, так и иностранным гражданином или лицом без гражданства, желающим вступить в брак (подробнее о форме и порядке заключения брака см. комментарий к ст. ст. 10 и 11 СК). Действующий в Российской Федерации порядок заключения брака не предусматривает помолвки (обручения) <3>, предварительного извещения о предстоящем заключении брака в органах печати <4> как обязательные, имеющие определенное правовое значение стадии заключения брака.
———————————
<1> В некоторых государствах (например, в Испании, Перу) заключение брака допускается через представителя, действующего на основании доверенности. В Индии браки устраиваются через особых посредников, именуемых брачными опекунами (см.: Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. С. 100).

<2> Пункт 2 ст. 26 Закона об актах гражданского состояния устанавливает исключение (хотя п. 1 ст. 11 СК РФ не предусматривает такого исключения) для случаев, когда одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния для подачи совместного заявления. В таких случаях волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями.

<3> К примеру, в некоторых государствах помолвка (обручение) имеет юридическое значение и ее суть состоит в «предварительном соглашении» о вступлении в брак (в виде обещания оформить его в будущем) в форме официального документа или извещения о намерении вступить в брак. При этом в случае отказа сочетаться браком после помолвки (обручения) возникает обязанность возместить расходы, связанные с подготовкой к бракосочетанию (см., в частности, § 1297 — 1302 Гражданского уложения Германии // Гражданское уложение Германии / Пер. с нем.; науч. ред. А.Л. Маковский и др. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 334, 335).

<4> В частности, требование об опубликовании извещения о вступлении в брак предусмотрено в Италии, Франции, Великобритании.

Исключение из приведенного общего правила заключения брака на территории РФ составляет только случай заключения брака между иностранными гражданами в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях иностранных государств (см. комментарий к ст. 157 СК).

5. В соответствии с международными договорами РФ <1> о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам со странами СНГ, Арабской Республикой Египет, Республикой Польша, Исламской Республикой Иран и другими государствами <2> форма заключения брака также обычно подчиняется законодательству государства, на территории которого он заключается.
———————————
<1> Следует учитывать, что при применении норм комментируемого раздела должно обеспечиваться соблюдение установленного Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15) требования о применении условий международного договора РФ, если им установлены иные правила, чем предусмотренные российским законодательством (см. подробнее комментарий к ст. 6 СК). При этом необходимо также иметь в виду, что Российская Федерация является правопреемницей СССР по договорам и соглашениям, подписанным и ратифицированным советской стороной (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757).

<2> Подробнее см.: Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М.: Спарк, 1996.

К примеру, в соответствии с п. 2 ст. 24 Договора между РФ и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам <1> форма заключения брака определяется законодательством государства — участника такого Договора, на территории которого заключается брак.
———————————
<1> Бюллетень международных договоров. 2003. N 11. С. 40 — 51.

6. Согласно п. 2 комментируемой статьи на территории РФ условия для заключения брака, т.е. как обстоятельства, необходимые для его заключения (условия вступления в брак), так и обстоятельства, при наличии которых его заключение не допускается (препятствия к вступлению в брак), в отличие от формы и порядка заключения брака определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака.

Таким образом, в качестве общего правила (исключения составляют случаи наличия у лица, вступающего в брак, нескольких гражданств) законодательство РФ, как и законодательство большинства других государств, закрепило принцип применения права страны гражданства к определению условий заключения брака. При этом в соответствии с данным пунктом такой брак допускается только при отсутствии препятствий к вступлению брак, обстоятельства которых перечислены в ст. 14 СК РФ (см. комментарий к данной статье). Таким препятствием может стать одно из следующих обстоятельств:

— лицо, вступающее в брак, уже состоит в другом зарегистрированном браке или признано судом недееспособным вследствие психического расстройства;

— лица, вступающие в брак, являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами) или усыновителями и усыновленными.

7. Соблюдение требований о препятствиях к вступлению в брак, содержащихся в ст. 14 СК РФ, является обязательным условием заключения брака: если условия, установленные законодательством государства, гражданином которого является лицо, вступающее в брак на территории РФ, менее строги, к примеру допускают полигамию (многоженство), т.е. вступление в брак лицом, которое уже состоит в другом браке, то применение законодательства РФ в любом случае обязательно и гражданину данного государства, уже состоящему в браке, на основании ст. 14 СК РФ будет отказано в регистрации брака.

В то же время не исключены ситуации, когда на территории России в брак вступает гражданин иностранного государства, законодательство которого устанавливает более широкий по сравнению со ст. 14 СК РФ перечень обстоятельств, препятствующих вступлению в брак. К примеру, в Великобритании и Болгарии не допускается брак не только между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, но и по боковой — до четвертой степени родства (в частности, между двоюродными братьями и сестрами) <1>, во Франции не допускается вступление в брак вдовы или разведенной женщины до истечения срока, в период которого она не может вступить в новый брак <2>. В таких ситуациях наряду с требованиями ст. 14 СК РФ применяется также законодательство государства, гражданином которого является вступающее в брак лицо, и если это законодательство не допускает брак данного лица, то такой брак не может быть заключен и на территории РФ (даже если отсутствуют перечисленные в ст. 14 СК РФ обстоятельства, препятствующие заключению брака). Поэтому если на территории РФ в браки вступают, к примеру, российские граждане и иностранные граждане, то их браки могут быть зарегистрированы в органах загса при соблюдении следующих условий:
———————————
<1> В названных странах учитывается, что даже при дальней кровнородственной связи родителей, находящихся в отдаленной степени родства, не исключено накопление патологических генов у рождаемых у них детей, что создает угрозу гибели плода, детской смертности, особенно в раннем возрасте, появления детей с уродливыми физическими недостатками и различного рода аномалиями.

<2> Данный срок заимствован из римского права и предназначен для предотвращения сомнения в личности отца ребенка, рожденного во втором браке, заключенном вскоре после прекращения предыдущего.

— у них разный пол;

— имеется их взаимное согласие на вступление в брак;

— российский гражданин (гражданка) достиг брачного возраста (18 лет) <1>;
———————————
<1> При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет. Вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено и до достижения возраста 16 лет (см. комментарий к статье 13 Семейного кодекса России).

— иностранный гражданин (гражданка) достиг установленного в государстве, гражданином которого он является, брачного возраста (такой возраст может составить и 15 лет, к примеру, если это гражданин Франции);

— отсутствуют препятствия для вступления в брак, обстоятельства которых перечислены в ст. 14 СК РФ;

— в отношении иностранных граждан отсутствуют обстоятельства, служащие в государстве, гражданами которых они являются, препятствием для их вступления в брак (к примеру, если они граждане Италии, то не должны являться двоюродными братом или сестрой, дядей или тетей российских граждан, с которыми намереваются вступить в брак) <1>;
———————————
<1> В Италии в отличие от России невозможен брак между двоюродными сестрами и братьями, дядей и племянницей, тетей и племянником (см. подробнее: Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные институты / Под ред. В.В. Залесского. М., 2004. С. 28).

— вступление в брак иностранного гражданина не противоречит требованиям законодательства государства, гражданином которого он является, об условиях брака (в частности, если это несовершеннолетний гражданин Франции, то он должен получить согласие своих родителей на вступление в брак) <1>.
———————————
<1> Законодательство РФ для случая вступления в брак несовершеннолетнего гражданина РФ не устанавливает требования о получении согласия его родителей.

При этом следует иметь в виду, что российский гражданин, одновременно являющийся гражданином иностранного государства <1>, с учетом ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» <2> (далее — Закон о гражданстве РФ) рассматривается в Российской Федерации только как гражданин РФ <3>, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Между тем п. 3 комментируемой статьи императивным образом устанавливает коллизионную привязку к законодательству РФ условий заключения брака (т.е. к условиям заключения на территории РФ брака российского гражданина, имеющего двойное гражданство, подлежит применению только законодательство РФ).
———————————
<1> Часть 1 ст. 62 Конституции РФ допускает двойное гражданство для граждан РФ в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. При этом согласно ч. 2 данной статьи наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

<2> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

<3> Одновременно следует иметь в виду, что Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ) (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032), регулирующий отношения, связанные с правовым положением и деятельностью иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, при определении категории лиц, которые на территории РФ признаются иностранными гражданами, устанавливает их основной признак — данные лица не имеют гражданства РФ (абз. 2 ст. 2). Соответственно, гражданин иностранного государства, одновременно имеющий гражданство РФ, на территории РФ не признается иностранным гражданином.

Если же на территории России вступают в брак лица, которые являются иностранными гражданами, то к каждому из них должно применяться законодательство государства, гражданином которого он является. При этом соблюдение требований о препятствиях к вступлению в брак, содержащихся в ст. 14 СК РФ, также является обязательным условием заключения их брака.

8. Из общего правила о применении к определению условий заключения иностранным гражданином брака на территории РФ законодательства государства, гражданином которого он является, комментируемая статья одновременно предусматривает исключения, которые составляют случаи наличия у такого гражданина гражданств нескольких иностранных государств. Вполне очевидно, что в таких случаях принцип применения права страны гражданства недостаточен и возникает необходимость сделать выбор в пользу одной из правовых систем, с которыми данный гражданин имеет правовую связь. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает правило такого выбора.

В частности, согласно указанному пункту в таких случаях применяется законодательство одного из иностранных государств, гражданином которых он является, по его выбору. Соответственно, не требует установления факт его преимущественного проживания, рождения, исполнения налоговых обязательств, нахождения имущества в том или ином государстве — факт тесной его связи с одним из государств, гражданином которых он является. Право выбора законодательства, подлежащего применению, принадлежит исключительно гражданину, вступающему в брак.

9. К лицам без гражданства, т.е. с учетом абз. 3 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, к лицам, не являющимся гражданами РФ и не имеющим доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства, применение общего правила, установленного п. 2 комментируемой статьи, невозможно в силу отсутствия у них гражданства. При таких обстоятельствах обращение к праву государства, в котором лицо без гражданства имеет постоянное место жительства, является единственным надежным основанием выбора права государства, с которым данное лицо имеет достаточно устойчивую связь. Поэтому п. 4 комментируемой статьи коллизионный вопрос о праве государства, подлежащего применению к условиям заключения на территории РФ брака лицом без гражданства, разрешает в пользу законодательства государства, в котором указанное лицо имеет постоянное место жительства. Этот в общем целесообразный и апробированный в мировой практике способ решения такого коллизионного вопроса принят во многих странах мира <1>.
———————————
<1> Такой способ традиционен и для российского законодательства. В частности, при решении вопросов личного статуса лиц без гражданства аналогичный способ предусматривала ст. 123.1 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (Ведомости ВС СССР. 1961. N 50. Ст. 525) в отношении гражданской дееспособности таких лиц, и в настоящее время данный способ применен для определения личного статуса указанных в ст. 1195 ГК РФ лиц.

Для практической реализации п. 4 комментируемой статьи существенное значение имеет определение критериев установления постоянного места жительства лица без гражданства. Представляется, что основным способом установления постоянного места жительства такого лица может стать выявление его намерения рассматривать свое место нахождения в том или ином государстве как постоянное, а не временное. Данное намерение такого лица может быть выражено в получении им официального документа, разрешающего его проживание в конкретном государстве, к примеру, в Российской Федерации — разрешения на временное проживание <1> или вида на жительство <2>. Нельзя рассматривать факт получения визы какого-либо государства или регистрации по месту пребывания как намерение лица без гражданства рассматривать свое пребывание в конкретном государстве в качестве постоянного места жительства <3>.
———————————
<1> Вопрос об отнесении факта наличия разрешения на временное проживание к фактам, подтверждающим постоянное место жительства лица без гражданства на территории РФ, достаточно спорен. Однако представляется, что в целях обеспечения разрешения коллизионного вопроса о выборе права, подлежащего применению, в отдельных ситуациях, к примеру когда у лица без гражданства нет постоянного места жительства в других государствах, следует опираться не на формальные признаки, а на оценку в совокупности разных факторов, позволяющих установить реальную связь такого лица с Российским государством. Следует учитывать, что в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан в РФ разрешение на временное проживание подтверждает право лиц без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, т.е., кроме как предварительно получив разрешение на временное проживание, лицо без гражданства не сможет формализовать закрепление своей правовой связи с российским государством путем получения вида на жительство. При этом данное разрешение может быть оформлено не только в виде отметки в документе, удостоверяющем личность лица без гражданства, но и в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

<2> Вид на жительство подтверждает право лица без гражданства на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его право на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Для того чтобы получить вид на жительство, необходимо получить разрешение на временное проживание на территории РФ, так как только в течение срока действия указанного разрешения и при наличии законных оснований лицу по его заявлению может быть выдан вид на жительство.

<3> Как правило, трудностей по определению намерения лиц без гражданства, въезжающих в Российскую Федерацию по российским визам, не возникает, так как при оформлении этих виз подтверждается временный характер их пребывания на территории РФ. В частности, с учетом п. 2 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ временно пребывающее в Российскую Федерацию лицо без гражданства обязано выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором РФ, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание.

10. Пункты 3 и 4 комментируемой статьи не устанавливают требования о соблюдении ст. 14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Вместе с тем следует учитывать, что п. 2 комментируемой статьи содержит нормы общего характера, имеющие первичное значение по отношению к нормам п. п. 3 и 4 комментируемой статьи, которые устанавливают особенности определения подлежащего применению права относительно конкретных ситуаций. При этом в п. 2 комментируемой статьи непосредственно подчеркивается, что для каждого лица (т.е. независимо от наличия того или иного гражданства либо его отсутствия), вступающего в брак, условия заключения брака на территории РФ определяются с соблюдением требований ст. 14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака. Поэтому заключение на территории РФ брака лицом, являющимся гражданином нескольких иностранных государств, или лицом без гражданства, имеющим постоянное место жительства в иностранном государстве, должно допускаться только при условии отсутствия перечисленных в ст. 14 СК РФ обстоятельств, препятствующих заключению такого брака.

11. Коллизионные нормы об условиях заключения брака содержат многие международные договоры РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам со странами СНГ, Арабской Республикой Египет, Республикой Польша, Исламской Республикой Иран, Финляндской Республикой и другими государствами <1>. При этом в отличие от содержащихся в таких международных договорах коллизионных норм о форме заключения брака коллизионные нормы об условиях заключения брака в некоторых международных договорах РФ отличаются от норм, содержащихся в п. п. 2 — 4 комментируемой статьи. В этом случае договорные коллизионные нормы заменяют собой национальные коллизионные нормы российского семейного права и должны применяться правила соответствующего международного договора РФ (см. комментарий к ст. 6 СК).
———————————
<1> Подробнее см.: Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М.: Спарк, 1996.

Например, в п. 2 ст. 22 Договора с Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам <1> указано, что условия заключения брака для граждан РФ и граждан Финляндской Республики определяются законодательством государства — участника данного Договора, на территории которого заключается брак, если хотя бы один из вступающих в брак является гражданином этого государства или имеет на его территории место жительства. Поэтому при заключении в России браков между гражданами РФ и гражданами Финляндской Республики условия заключения брака для последних будут определяться не в соответствии с п. 2 комментируемой статьи, а в соответствии с п. 2 ст. 22 названного Договора (т.е. не по законодательству Финляндской Республики, а по законодательству РФ).
———————————
<1> Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. С. 487 — 495.