1. Расторжение брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака между иностранными гражданами на территории Российской Федерации производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами территории Российской Федерации, вправе расторгнуть брак с проживающим за пределами территории Российской Федерации супругом независимо от его гражданства в суде Российской Федерации. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, брак может быть расторгнут в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации.
3. Расторжение брака между гражданами Российской Федерации либо расторжение брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, совершенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в Российской Федерации.
4. Расторжение брака между иностранными гражданами, совершенное за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в Российской Федерации.
Комментарий к Ст. 160 СК РФ
1. Институт расторжения брака самым тесным образом связан с процессуальными вопросами: какой компетентный орган вправе произвести расторжение брака в каждом конкретном случае, в каком порядке рассматриваются споры между супругами при расторжении брака, какие вопросы разрешаются при расторжении брака и т.д.
Бракоразводное законодательство иностранных государств отличается большим разнообразием. Например, в основе такого законодательства в Великобритании, Испании и некоторых других государствах лежит концепция расторжения брака, основанная на подтверждении определенного периода сепарации — раздельного проживания супругов. Бракоразводный процесс как бы подразделяется на две стадии: сначала судья санкционирует сепарацию и лишь по истечении ее срока, установленного законом, убедившись в бесполезности попыток примирения между супругами, выносит решение о разводе. При этом сроки раздельного проживания супругов довольно значительны — обычно они составляют несколько лет. В других государствах (Ирландия, Аргентина, Колумбия) развод вообще запрещен. В то же время есть страны, где получить развод очень просто. В Швеции, например, судья лишен права вмешиваться в развод. Он обязан развести супругов, не требуя никаких доказательств распада семьи, ограничиваясь постановлением о последствиях расторжения брака.
Достаточно очевидно, что применение законодательства разных государств в части условий и порядка расторжения браков к одному бракоразводному процессу может представлять собой в большинстве случаев серьезную проблему. Поэтому во многих государствах при определении права, подлежащего применению к расторжению брака, используется территориальный принцип места расторжения брака. В некоторых государствах установлена двойная коллизионная привязка: развод должен быть разрешен как национальным законом супругов, так и законом места совершения развода.
2. Пункт 1 комментируемой статьи содержит одностороннюю коллизионную норму, в соответствии с которой расторжение на территории РФ брака между любыми лицами независимо от наличия или отсутствия у них гражданства какого-либо государства подчиняется российскому праву. Данная норма, по существу, повторяет норму абз. 1 ст. 163 КоБС РСФСР.
Таким образом, если супруги обратились за расторжением брака в компетентный орган на территории РФ, то случай, когда действует ограничение права на предъявление требования о разводе, судебный или административный порядок развода, основания для развода, бракоразводная процедура, момент прекращения брака определяются данным органом в соответствии с законодательством РФ (см. комментарий к ст. ст. 16 — 25 СК). Законодательство иностранного государства к лицам, обратившимся за разводом в Российской Федерации, не применяется, если иное не установлено международным договором РФ <1>. При этом следует учитывать, что в случае разрешения данным органом при расторжении брака вопросов, вытекающих из личных неимущественных или имущественных отношений супругов, к примеру о разделе общего имущества супругов, об их алиментных обязательствах, подлежит применению также ст. 161 СК РФ, в соответствии с которой данные вопросы решаются согласно законодательству государства, на территории которого супруги, обратившиеся за разводом, имеют совместное место жительства, а если они совместно уже не проживают или вообще не проживали, то соответственно согласно законодательству государства, на территории которого они имели последнее место жительства, или законодательству РФ (см. комментарий к ст. 161 СК).
———————————
<1> Например, для рассмотрения дел о расторжении брака согласно ст. 28 Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам применяется законодательство государства — участника данной Конвенции, гражданами которой являются супруги в момент подачи заявления. Если же один из супругов является гражданином одного государства — участника данной Конвенции, а второй — другого, применяется законодательство государства — участника данной Конвенции, компетентный орган которого рассматривает дело о расторжении брака.
При этом необходимо иметь в виду, что расторгнутый на территории РФ брак может быть не признан в иностранном государстве. К примеру, если в судебном порядке на территории РФ был расторгнут брак между совместно проживавшими в России гражданами Великобритании, где разводу должно предшествовать предварительное раздельное проживание супругов в течение нескольких лет, то такое расторжение брака может быть не признано действительным в Великобритании, поскольку между данным государством и Российской Федерацией не заключен по этому поводу международный договор и Россия не является участницей Конвенции о признании разводов и решений о раздельном жительстве супругов 1970 г. <1>.
———————————
<1> Международное частное право: Сборник документов. М.: БЕК, 1997. С. 674 — 680.
3. С учетом п. 1 комментируемой статьи, предусматривающего применение только законодательства России, расторжение брака на территории РФ в отличие от заключения брака (см. комментарий к ст. 157 СК) не может быть произведено в дипломатическом представительстве или в консульском учреждении иностранного государства. Такое расторжение брака не может иметь место даже в том случае, если оба супруга являются гражданами государства, назначившего лицо, уполномоченное на дипломатическое или консульское представительство в Российской Федерации и допущенное здесь к выполнению своих функций в качестве главы соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Это связано с тем, что в соответствии с законодательством РФ расторжение брака производится либо в органах записи актов гражданского состояния, либо судом (см. комментарий к ст. 18 СК). Поэтому никакой другой орган или какое-либо должностное лицо не вправе производить расторжение брака на территории РФ <1>. Конечно же, исключение могут составить только случаи, когда иные правила содержатся в международном договоре РФ.
———————————
<1> Пункт «f» ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. предоставляет консульскому учреждению и дипломатическому представительству право осуществлять консульские функции, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, в том числе и расторжения браков, при условии что в этом случае «ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания». Аналогичные положения содержат почти все консульские конвенции. Некоторые конвенции предоставляют консульскому должностному лицу только права по регистрации браков, не упоминая его права по регистрации расторжения браков (см., например, ст. 33 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Польша (СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1515)).
В частности, ст. 45 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Италией предоставляет права консульскому должностному лицу Республики Италии регистрировать на территории РФ расторжение брака между гражданами данного государства в соответствии с законодательством этого государства при условии выполнения указанными гражданами обязанностей по соблюдению формальностей, требуемых законодательством РФ. Аналогичные положения содержатся в Консульских конвенциях РФ, заключенных с Украиной, Республикой Казахстан, Республикой Молдова и некоторыми другими государствами.
4. Положение п. 1 комментируемой статьи, как и в целом комментируемая статья, оставляет нерешенным коллизионный вопрос, связанный с определением права, подлежащего применению при расторжении браков на территории РФ между иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также между лицами без гражданства. Представляется, что с учетом установленного п. 1 комментируемой статьи правила о применении законодательства РФ следует разрешать коллизионный вопрос и в отношении указанных браков.
5. Пункт 1 комментируемой статьи, отсылая к законодательству РФ при определении права, подлежащего применению к расторжению брака, предполагает применение не только норм СК РФ, но и иного законодательства РФ, затрагивающего вопросы расторжения браков, в том числе гражданского процессуального законодательства. Поэтому необходимо учитывать, что п. 8 ч. 3 ст. 402 ГПК РФ содержит два правовых критерия разграничения международной альтернативной подсудности по делам о расторжении брака, с учетом которых российские суды выясняют, могут ли они рассматривать те или иные иски, когда один или оба супруга являются иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Первый критерий позволяет начать в российском суде дело о разводе независимо от наличия или отсутствия у супругов гражданства того или иного государства только супругу, который проживает в России; второй — при условии, что один из супругов является гражданином РФ.
Таким образом, брак между иностранным гражданином и лицом без гражданства, между иностранными гражданами или между лицами без гражданства, когда они не проживают в Российской Федерации, не может быть расторгнут в судебном порядке на территории РФ. Не может быть расторгнут брак в судебном порядке также по требованию супруга — иностранного гражданина или лица без гражданства, который не проживает в Российской Федерации, несмотря на то что другой супруг является резидентом РФ.
6. Как это ни парадоксально, но получается, что законодательство РФ в то же время не исключает возможность расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния между иностранным гражданином и лицом без гражданства, между иностранными гражданами или между лицами без гражданства, когда они не проживают в России. В частности, с учетом п. 1 комментируемой статьи и в соответствии со ст. 19 СК РФ брак между указанными лицами может быть расторгнут на территории РФ в органах загса при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, а также независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим или недееспособным либо осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет (см. комментарий к ст. 19 СК).
В то же время возможность расторжения на территории России брака между иностранным гражданином и лицом без гражданства, между иностранными гражданами или между лицами без гражданства п. 1 комментируемой статьи не ставит в зависимость от факта их проживания на территории РФ (т.е. с учетом данного пункта их временное пребывание в России не может послужить основанием для отказа в регистрации расторжения брака).
Некоторую ясность в данный вопрос вносит положение ст. 32 Закона об актах гражданского состояния, определяющее местом государственной регистрации расторжения брака место жительства супругов (одного из супругов) или место государственной регистрации заключения брака.
Соответственно, в органе загса брак между вышеуказанными лицами может быть расторгнут при наличии одного из условий: один из супругов проживает в Российской Федерации либо расторгаемый между ними брак был заключен на территории РФ в соответствии с формой и порядком, которые были определены с учетом п. 1 ст. 156 СК РФ.
7. Согласно п. 2 комментируемой статьи гражданин РФ, проживающий за пределами территории РФ, вправе расторгнуть в суде РФ брак с проживающим за пределами территории РФ супругом независимо от его гражданства.
Таким образом, законодательство РФ допускает расторжение в суде РФ браков граждан РФ с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также браков между гражданами РФ, хотя они и проживают за пределами территории РФ. При этом с учетом п. 1 комментируемой статьи расторжение таких браков производится в соответствии с законодательством РФ.
Введение этого правила в наше законодательство объясняется рядом причин. В частности, тем, что в некоторых государствах иностранные граждане лишены права обращаться в суд с иском о расторжении брака. Кроме того, законодательство РФ учитывает, что в ряде государств вообще не допускается расторжение брака.
8. Правило о подсудности российским судам дел о расторжении браков гражданами РФ независимо от их проживания в России или за ее пределами закреплено п. 8 ч. 3 ст. 402 ГПК РФ. В частности, в соответствии с данным пунктом суды в Российской Федерации вправе рассматривать дела с участием иностранных граждан или лиц без гражданства, если по делу о расторжении брака хотя бы один из супругов является гражданином РФ.
К сожалению, следует признать, что ГПК РФ не урегулировал отношения, возникающие в связи с определением конкретной подсудности дел о расторжении браков гражданами РФ, проживающими за пределами территории РФ, поскольку в таких случаях отсутствует место жительства в России как у истца, так и у ответчика. Поэтому и установление суда, в который должен быть предъявлен иск, в соответствии с определенными ГПК РФ (ст. ст. 28 — 32) правилами невозможно. Подходящих норм просто нет. Обращение к аналогии проблематично. На практике в имевших место случаях вопрос решался на основании разового и весьма специфического поручения Верховного Суда РФ принять иск к производству определенному суду первой инстанции с учетом подведомственности <1>.
———————————
<1> Данная практика получила распространение в период действия ст. 163 КоБС РСФСР, в соответствии с которой дела о расторжении браков между советскими гражданами, постоянно проживающими за границей, могли рассматриваться судами РСФСР по поручению Верховного Суда СССР. Данное положение не было включено в ст. 160 СК РФ, как не относящееся к предмету правового регулирования этого Кодекса. Подсудность по рассматриваемому вопросу предполагалось урегулировать в ГПК РФ.
9. Пункт 2 комментируемой статьи предоставляет также право гражданину РФ, проживающему за пределами территории России, расторгнуть свой брак за границей в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ. Основное условие, которое обусловливает возможность реализации данного права, — этот же брак в соответствии с законодательством РФ мог бы быть расторгнут в органах записи актов гражданского состояния. Поэтому в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ нельзя произвести расторжение брака, когда в предусмотренных ст. ст. 21 — 23 СК РФ случаях его расторжение возможно только в судебном порядке. Такое ограничение связано с тем, что дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ не вправе исполнять функции органов судебной власти РФ <1>.
———————————
<1> Подробнее о функциях дипломатических представительств и консульских учреждений РФ и актах, регламентирующих их деятельность, см. комментарий к ст. 157 СК РФ.
10. Предоставляя возможность гражданину РФ расторгнуть брак в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ, п. 2 комментируемой статьи не конкретизирует, в соответствии с каким законодательством (законодательством РФ или законодательством государства места пребывания дипломатического представительства или консульского учреждения) должно производиться расторжение этого брака.
Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. (п. «f» ст. 5) предоставляет консульскому учреждению и дипломатическому представительству право осуществлять консульские функции, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, в том числе и расторжения брака, при условии что в этом случае «ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания». При этом согласно ст. 2 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» консульская деятельность должна осуществляться консульскими учреждениями РФ и консульскими отделами дипломатических представительств РФ в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ с учетом законодательства государства пребывания. Соответственно, государственная регистрация расторжения брака дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ в конкретном иностранном государстве осуществляется по законодательству РФ, если законодательство данного иностранного государства допускает на своей территории такое расторжение браков и не распространяет действие своих правил на такие случаи расторжения браков.
Кроме того, разнообразные консульские конвенции, заключенные Российской Федерацией с иностранными государствами, также могут содержать ограничения, связанные с осуществлением расторжения браков в консульском порядке. Так, Консульская конвенция СССР с Финляндской Республикой <1> (ст. 19) предоставляет права консульскому должностному лицу только регистрировать произведенное согласно законодательству государства пребывания расторжение брака, к примеру осуществленное судом, если по крайней мере одно из лиц, расторгающих брак, является гражданином представляемого государства, и вести учет таких разводов. Аналогичные положения содержат Консульские конвенции СССР с Японией (ст. 33) <2>, Мексиканскими Соединенными Штатами (ст. 27) <3>, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии (ст. 31) <4>.
———————————
<1> Ведомости ВС СССР. 1966. N 51. Ст. 1042.
<2> Ведомости ВС СССР. 1967. N 32. Ст. 437.
<3> Ведомости ВС СССР. 1979. N 37. Ст. 606.
<4> Ведомости ВС СССР. 1968. N 41. Ст. 370.
В то же время большинство консульских конвенций допускает осуществление консульскими должностными лицами регистрации расторжения браков в соответствии с законодательством представляемого государства.
В частности, согласно п. 1 ст. 43 Консульской конвенции Российской Федерации с Португальской Республикой консульское должностное лицо имеет право регистрировать расторжение браков в соответствии с законодательством представляемого государства при условии, что оба лица являются гражданами представляемого государства.
11. Из смысла п. 1 комментируемой статьи следует, что дипломатические представительства и консульские учреждения РФ вправе расторгать браки не только между гражданами РФ, как это предусмотрено для случаев заключения браков п. 1 ст. 157 СК РФ, но и между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Такая позиция российского законодателя находит свое отражение и в ряде консульских конвенций. К примеру, в соответствии со ст. 37 Консульской конвенции с Турецкой Республикой консульское должностное лицо в рамках, дозволенных законами и правилами государства пребывания, производит регистрацию расторжения браков в рамках, определенных законодательством государства пребывания, при условии что по крайней мере один из супругов является гражданином представляемого государства.
Однако следует иметь в виду, что большая часть консульских конвенций дозволяет производить расторжение браков консульским должностным лицам только в тех случаях, когда оба супруга являются гражданами представляемого государства.
12. На территории большинства иностранных государств, так же как и в России, допускается расторжение брака иностранными гражданами, в особенности когда другой супруг является гражданином государства, в котором производится развод. Поэтому гражданин РФ может расторгнуть брак в иностранном государстве в компетентном органе данного государства с учетом установленных законодательством этого государства требований. При этом браки могут быть расторгнуты в иностранном государстве как между гражданами РФ, так и между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Пункт 3 комментируемой статьи признает действительным в Российской Федерации расторжение гражданином РФ брака в иностранном государстве. При этом в отличие от ранее действовавшего законодательства, которое для признания расторжения брака действительным предусматривало условие об обязательности проживания одного из супругов (при расторжении браков граждан РФ с иностранными гражданами или с лицами без гражданства) или обоих супругов (при расторжении браков между гражданами РФ) за пределами территории РФ (см. абз. 2 и 3 ст. 163 КоБС РСФСР), п. 3 комментируемой статьи признание брака расторгнутым обусловливает одним фактом — расторжение должно быть произведено с соблюдением подлежащего применению законодательства и только тем органом, у которого есть полномочия на это согласно законодательству соответствующего иностранного государства (т.е. расторжение данного брака должно являться действительным в иностранном государстве, в котором такое расторжение было произведено).
Вместе с тем следует учитывать, что, если была нарушена установленная ГПК РФ исключительная подсудность российских судов, расторжение в судебном порядке гражданами РФ браков с иностранными гражданами или лицами без гражданства в иностранном государстве может быть не признано действительным в России, хотя суд, производивший в этом государстве развод, мог действовать в пределах компетенции судов данного государства по рассмотрению дел о расторжении браков. В частности, п. 3 ч. 1 ст. 403 ГПК РФ дела о расторжении браков российских граждан с иностранными гражданами или лицами без гражданства, если оба супруга имеют место жительства в России, отнесены к исключительной подсудности российских судов.
Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» <1> обязательность на территории РФ постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами РФ. Соответственно, и ч. 1 ст. 409 ГПК РФ также устанавливает, что решения иностранных судов признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором РФ. Поэтому решение суда иностранного государства о расторжении брака может быть не признано на территории РФ, если Россия с этим государством не заключила международного договора, предусматривающего взаимное признание решений судов о расторжении браков.
———————————
<1> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
К примеру, признание судебных решений о расторжении браков предусматривают многие международные договоры РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам. Некоторые из этих договоров, в частности договоры с Румынией <1> (ст. 25), Монголией <2> (ст. 44), Республикой Вьетнам (ст. 41) <3>, а также Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (ст. 52), предусматривают признание решений о расторжении браков без дальнейшего производства, если отсутствуют установленные договором основания для отказа в признании (решение не вступило в законную силу; суд государства, где решение должно быть признано, до этого времени не вынес по тому же делу решения, вступившего в законную силу; ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что он не был надлежащим образом извещен о судебном заседании, и др.).
———————————
<1> Ведомости ВС СССР. 1958. N 21. Ст. 329.
<2> Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 2. Ст. 56.
<3> Ведомости ВС СССР. 1982. N 44. Ст. 827.
13. Разрешение вопроса о признании расторжения того или иного брака действительным во многом также зависит от установленных международными договорами РФ правил определения компетентности уполномоченных органов.
К примеру, в соответствии со ст. 29 Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам дела о расторжении брака компетентны рассматривать органы того государства СНГ, гражданами которого являются супруги в момент подачи заявления о расторжении брака. При этом допускается расторжение брака компетентными органами и другого государства СНГ при условии, если на его территории проживают оба супруга. В случае если супруги проживают на территории разных государств СНГ, то по договоренности между ними брак может быть расторгнут в органе любого из государств СНГ по месту их проживания.
14. Аналогичным образом в соответствии с п. 4 комментируемой статьи в Российской Федерации признается действительным расторжение брака между иностранными гражданами, произведенное за пределами территории РФ с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решение о расторжении брака, и подлежащего применению законодательства.
15. Признание действительным в Российской Федерации расторжения брака, произведенного на территории иностранного государства, предполагает, что за решением компетентного органа иностранного государства о расторжении брака признается такая же юридическая сила, как и за решением о расторжении брака, принятым российским судом или органом загса РФ. Наличие решения органа иностранного государства о расторжении брака является основанием, чтобы считать супругов разведенными. Брак считается прекратившимся со дня вступления в законную силу соответствующего решения компетентного органа иностранного государства.