Статья 162 СК РФ (действующая редакция). Установление и оспаривание отцовства (материнства)

1. Установление и оспаривание отцовства (материнства) определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению.

2. Порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) на территории Российской Федерации определяется законодательством Российской Федерации. В случаях, если законодательством Российской Федерации допускается установление отцовства (материнства) в органах записи актов гражданского состояния, проживающие за пределами территории Российской Федерации родители ребенка, из которых хотя бы один является гражданином Российской Федерации, вправе обращаться с заявлениями об установлении отцовства (материнства) в дипломатические представительства или в консульские учреждения Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 162 СК РФ

1. После рождения ребенка должно быть установлено его происхождение от конкретных лиц (установлены отец и мать), поскольку только на основании этого возникают права и обязанности у данных лиц как у родителей такого ребенка по его воспитанию и защите его прав и интересов. Поэтому установление происхождения ребенка от определенной женщины — матери (установление материнства) и определенного мужчины — отца (установление отцовства) является влекущим родительские правоотношения юридическим фактом, который имеет институциональное значение в семейном праве любого государства и служит средством защиты прав ребенка.

Доказательством происхождения ребенка от конкретных лиц в большинстве государств обычно служит запись о рождении, совершенная в книгах записи актов гражданского состояния (в отсутствие такой записи доказательством происхождения ребенка могут служить факты, в совокупности свидетельствующие о существовании родства между ребенком и конкретным лицом). При этом не исключены ситуации, когда соответствующая запись может содержать сведения о лице, которое фактически не является отцом или матерью ребенка. Поэтому во многих государствах, так же как и в России, действует институт оспаривания отцовства (материнства).

В соответствии с СК РФ права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке (см. комментарий к ст. ст. 47 — 49 СК). При этом запись родителей в книге записей рождений может быть оспорена только в судебном порядке по требованию лица, записанного в качестве отца или матери ребенка, либо лица, фактически являющегося отцом или матерью ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия, опекуна (попечителя) ребенка, опекуна родителя, признанного судом недееспособным (см. комментарий к ст. 52 СК).

Законодательство иностранных государств в той или иной степени отличается в подходах к установлению оснований возникновения родительских прав и обязанностей. Как правило, отцом ребенка считается супруг матери (Франция, Швейцария, Венгрия и др.). Довольно распространено и использование 300-дневного срока беременности для определения, кто должен быть записан в качестве отца, а также даты рождения до наступления 180 дней после регистрации брака (Италия). В некоторых государствах оспорить отцовство (материнство) в отношении ребенка, рожденного в законном браке, возможно, только если будет доказано, что новорожденного подменили <1>.
———————————
<1> Подробнее см.: Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные институты / Под ред. В.В. Залесского. М., 2004. С. 193 — 207.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Законодательство, применимое при установлении и оспаривании отцовства (материнства) в отношении конкретного ребенка, должно определяться в соответствии с коллизионными нормами комментируемой статьи.

2. В отличие от правила ст. 164 КоБС РСФСР, в соответствии с которой установление происхождения детей независимо от их гражданства производилось по законодательству РФ, п. 1 комментируемой статьи подчиняет условия установления и оспаривания отцовства (материнства) законодательству государства, гражданином которого является конкретный ребенок по рождению.

Таким образом, основным критерием для определения права, подлежащего применению при установлении и оспаривании отцовства (материнства), является гражданство, которое ребенок приобрел на момент рождения.

Приобретение ребенком впоследствии гражданства другого государства не имеет правового значения для разрешения рассматриваемого коллизионного вопроса. В любом случае будет подлежать применению законодательство государства, гражданином которого ребенок стал на момент рождения. Поэтому при установлении и оспаривании отцовства (материнства) должно применяться законодательство РФ в отношении ребенка, являющегося гражданином РФ по рождению, или законодательство иностранного государства в отношении ребенка, являющегося гражданином данного государства по рождению.

Исключение составляют только случаи, когда иное, чем определенное п. 1 комментируемой статьи, правило установлено международным договором РФ <1>.
———————————
<1> Большинство международных договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам содержит аналогичное п. 1 комментируемой статьи правило определения подлежащего применению законодательства (см., например, Конвенцию стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (ст. 31); договоры с Республикой Молдова (ст. 29), Латвийской Республикой (ст. 29), Эстонской Республикой (ст. 29), Азербайджанской Республикой (ст. 29), Республикой Кыргызстан (ст. 29), Литовской Республикой (ст. 29), Монгольской Народной Республикой (п. 1 ст. 27), Республикой Куба (п. 1 ст. 26)). Вместе с тем некоторые международные договоры РФ требуют применения законодательства того из договорившихся государств, гражданином которого является ребенок, не связывая приобретение такого гражданства с моментом рождения ребенка.

3. В соответствии со ст. 12 Закона о гражданстве РФ ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:

— оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);

— один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

— один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином, при условии что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

— оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

При этом ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если его родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

4. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи порядок установления и оспаривания отцовства (материнства), осуществляемого на территории РФ, определяется только законодательством РФ.

В свою очередь, сам порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) определен гл. 10 СК РФ. В частности, в соответствии с данной главой происхождение детей удостоверяется в органах записи актов гражданского состояния путем государственной регистрации рождения ребенка. Порядок внесения сведений о родителях в запись акта о рождении ребенка определен Законом об актах гражданского состояния. При этом в предусмотренном ст. 49 СК РФ случае установление отцовства осуществляется в судебном порядке (комментарий к ст. ст. 48 — 51 СК РФ).

Оспаривание отцовства (материнства) в соответствии со ст. 52 СК РФ осуществляется только в судебном порядке (см. комментарий к ст. 52 СК). Поэтому независимо от гражданства ребенка, места его рождения или жительства установление отцовства (материнства) на территории РФ осуществляется в органе записи актов гражданского состояния или в суде, а оспаривание отцовства (материнства) — в судебном порядке.

5. Учитывая, что в соответствии с общепризнанными нормами международного права должностные лица дипломатических представительств и консульских учреждений вправе осуществлять функции регистраторов актов гражданского состояния <1>, п. 2 комментируемой статьи закрепляет право гражданина РФ, проживающего за пределами территории РФ, обратиться с заявлением об установлении отцовства (материнства) в дипломатическое или консульское учреждение РФ, при условии что законодательство РФ в данном конкретном случае не требует судебного порядка установления отцовства (материнства). При этом исходя из содержания п. 1 комментируемой статьи можно сделать вывод, что с заявлением вправе обратиться и гражданин иностранного государства, если другой родитель ребенка, в отношении которого устанавливается отцовство (материнство), является гражданином РФ.
———————————
<1> Такие функции предусмотрены п. «f» ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. Полномочия консульских учреждений РФ на государственную регистрацию за пределами территории РФ актов гражданского состояния, включая регистрацию рождения ребенка, закреплены дополнительно в ст. 5 Закона об актах гражданского состояния, ст. 25 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ. Подробнее о функциях дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, а также об актах, регламентирующих их деятельность, см. комментарий к ст. 157 СК РФ.

6. Несмотря на то что п. 2 комментируемой статьи не конкретизирует, в соответствии с каким законодательством (законодательством РФ или государства места пребывания дипломатического представительства или консульского учреждения) должно осуществляться должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения РФ установление отцовства (материнства), исходя из ст. 2 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации», а также Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (п. «f» ст. 5) можно сделать вывод о том, что такое установление должно осуществляться в соответствии с законодательством РФ, если это не будет противоречить законам и правилам государства пребывания дипломатического представительства или консульского учреждения, а также международному договору РФ <1>.
———————————
<1> Дополнительно о подлежащем применению законодательстве при исполнении должностными лицами дипломатического представительства и консульского учреждения РФ функций по регистрации актов гражданского состояния см. комментарий к ст. ст. 157 и 160 СК РФ.

7. Как комментируемая статья, так и в целом СК РФ не содержат норм, предусматривающих признание в Российской Федерации решений органов иностранных государств об установлении отцовства (материнства). Поэтому признание таких решений должно осуществляться на общих основаниях, предусмотренных нормами гражданского процессуального законодательства (если речь идет о признании решения суда иностранного государства), а также правилами международных договоров РФ.