1. Права и обязанности организаций, указанных в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.
2. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.
К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.
3. Организации, которые указаны в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое). Данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.
4. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем три месяца. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать шесть месяцев.
5. Граждане, в семью которых временно передан ребенок в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, не вправе осуществлять вывоз ребенка из Российской Федерации.
6. В целях осуществления временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, организация, которая указана в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которую помещен под надзор ребенок, вправе обращаться в орган опеки и попечительства с просьбой о предоставлении информации о гражданах, которые выразили желание стать опекунами или попечителями и учет которых ведется в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Порядок и условия временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также требования к таким гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Комментарий к Ст. 155.2 СК РФ
1. Комментируемая статья определяет момент возникновения полномочий организации для детей, оставшихся без попечения родителей, по отношению к переданному в нее ребенку. Это момент принятия органом опеки и попечительства акта об устройстве детей в указанную организацию. В данном акте четко и недвусмысленно должно быть указано на то, что ребенок помещается под надзор такой организации и что она обязана в соответствии с комментируемой статьей исполнять обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также по защите их прав и законных интересов.
При наличии такого акта можно отграничить случаи временной передачи ребенка, например, в социальный приют для целей временного проживания несовершеннолетнего, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, и случаи устройства ребенка в подобную организацию. При временной передаче ребенка у социального приюта прав и обязанностей по законному представительству в отношении ребенка не возникает.
2. Организация для детей, оставшихся без попечения родителей, не является опекуном (попечителем) детей в собственном смысле этого слова, поскольку в соответствии с Законом об опеке опекунами и попечителями могут быть только физические лица (граждане). Вместе с тем к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей (см. комментарий к ст. 148.1 СК).
Кроме того, на основании ст. 1 Закона об опеке положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
3. Комментируемая статья впервые на законодательном уровне закрепила так называемый гостевой режим пребывания детей в семьях — временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории РФ. Речь идет о случаях кратковременного пребывания ребенка в семье в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития.
Условия передачи ребенка в семью в рамках гостевого режима:
— такая передача отвечает интересам ребенка. С целью установить, не противоречит ли интересам ребенка пребывание в семье, необходимо прежде всего выяснить его мнение (ст. 57 СК);
— пребывание в семье имеет целью обеспечение воспитания и гармоничного развития ребенка (приобщение к культуре семейного общения, знакомство с бытом семей, организацией досуга и пр.);
— пребывание ребенка в семье не создаст угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам;
— пребывание ребенка будет кратковременным. По общему правилу передача ребенка в семью допускается на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и др., но на срок не более чем один месяц. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать три месяца;
— принимающая семья состоит из граждан, постоянно проживающих на территории РФ.
Основанием для пребывания ребенка в семье является распоряжение администрации организации для детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи администрация вправе обращаться к органу опеки и попечительства, который ведет банк данных о кандидатах в опекуны (попечители) с просьбой дать информацию о гражданах, желающих принять ребенка в семью временно. Таким образом, гостевой режим может стать предварительным этапом для последующего усыновления, опеки или попечительства. Состоявшееся на этом этапе знакомство ребенка с принимающей семьей может перерасти в более длительные отношения.
Граждане, принимающие ребенка в порядке гостевого режима его пребывания, не становятся законными представителями ребенка и не приобретают каких-либо иных прав опекуна (попечителя). На них лишь возлагается обязанность обеспечить безопасность ребенка. Указанным гражданам запрещено вывозить ребенка за пределы Российской Федерации.
Порядок и условия временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также требования к таким гражданам определены Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации». Этот подзаконный акт предъявил настолько жесткие требования к гражданам, желающим взять ребенка на короткий срок, что гостевой режим пребывания детей в семьях оказался под угрозой.
В соответствии с Правилами временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ, граждане, изъявив желание взять ребенка на один-два дня, должны предварительно получить заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина или заключение о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном или попечителем. С этой целью в орган опеки и попечительства необходимо представить те же документы, что и в случае принятия ребенка в семью на воспитание. Орган опеки и попечительства, получив документы и заявление, в течение 15 дней проводит проверку представленных вместе с заявлением документов, обследование условий жизни гражданина и его семьи «в целях оценки жилищно-бытовых условий гражданина, отношений, сложившихся между членами семьи гражданина» и оформляет заключение. При этом орган опеки и попечительства вправе в письменной форме запросить у гражданина дополнительные документы. Лишь после получения положительных результатов проверки, включая данные медицинского обследования гражданина и его семьи, организация, где находится ребенок, сможет передать ребенка на выходные (праздничные) дни. Однако названная организация вправе и отказать заявителю. Решение о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина или об отказе в такой передаче принимается руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 15 дней с даты представления гражданином документов.